RSS

Городской портал госуслуг

Прокурор разъясняет

Прокурор разъясняет: Может ли гражданин, имевший судимость, устроиться на работу в учреждения (организации), где находятся несовершеннолетние

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних:

- лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

- лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Распоряжением Мэра Москвы от 20.01.2014 № 35-РМ образована Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия). Заявление может быть направлено в данную Комиссию по почте: 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13, подано лично по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д.13, 5-й подъезд – окно приема корреспонденции (только в рабочее время).

Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Дата, время и место проведения заседания комиссии, по рассмотрению заявления, определяется председателем комиссии. О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 № 796. Решение может быть обжаловано в суд.

Этим же постановлением утверждены правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения.

Таким образом, учитывая определенные условия установленные законодательством Российской Федерации, гражданин, имевший судимость, имеет право на устройство на работу в учреждения (организации) где находятся несовершеннолетние.


Прокурор разъясняет: полномочия прокурора при судебной защите трудовых прав граждан

1) «Какие особенности существуют при заключении в 2019 году договоров найма жилого помещениями с нуждающимися в обеспечении жильем детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения, по достижении их совершеннолетия?»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1436 «О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2019 с указанной категорией граждан по решению органа исполнительной власти Российской Федерации в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации разрешено неоднократно заключать договор специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок. Ранее законодателем такой договор можно было продлить только один раз.

Кроме того, закреплен исчерпывающий перечень оснований для расторжения договора найма жилого помещения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по требованию наймодателя в судебном порядке. Такими случаями являются: неисполнение нанимателем и членами его семьи обязательств по договору; невнесение нанимателем платы за жилое помещение или жилищно-коммунальные услуги в течение более одного года (ранее – более 6 месяцев) и отсутствие соглашения по погашению образовавшейся задолженности; разрушение или систематическое повреждение жилого имущества нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи; систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использование жилого помещения не по назначению.

Все указанные изменения также внесены в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2) «Законным ли является решение работодателя об отказе отцу в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?»

В соответствии с требованиями статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет могут быть использованы полностью или по частям не только матерью, но и отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ним. По заявлению указанных лиц, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Кроме того, на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Обращаю внимание, что возможность предоставления отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания лица, осуществляющего уход, с родителями (родителем) ребенка. Значение имеет то, осуществляет ли отец, дед (бабушка) либо другое лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка.

Таким образом, отказ работодателя в предоставлении отпуска по уходу за ребенком отцу, иному родственнику, опекуну ребенка является неправомерным.

3) «В каких случаях работодателем предоставляется работающим родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей ежегодный оплачиваемый отпуск без учета очередности предоставления?»

В соответствии с требованиями ст. 262.1 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

Согласно положениям ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации право на использование отпуска за первый год работы возникает для следующих работников до истечения шести месяцев их непрерывной работы у работодателя: женщин - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, а также работников, усыновивших ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Кроме того, положениями Федерального закона от 11.10.2018 № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 262.2, в соответствии с которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.


19 апреля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2009 N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Теперь прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан не только в случаях, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, но и когда основанием для этого послужило обращение о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор также вправе при указанных выше условиях обратиться в суд в интересах гражданина с заявлением о выдаче судебного приказа. Следует заметить, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и может применяться наряду с иными мерами прокурорского воздействия, такими как протест, представление, предостережение. Гражданам следует знать, что основанием для предъявления заявления в суд является их обращение к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. При невозможности оформления гражданином заявления в письменной форме, его волеизъявление может быть зафиксировано прокурором на личном приеме. В дальнейшем, в случае предъявления соответствующего заявления в суд, прокурор обеспечивает его поддержание и при этом пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.


Возмещение морального и имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности

Требования о возмещении имущественного вреда, а также в восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства судом в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в суд в порядке гражданского судопроизводства.

В уголовном судопроизводстве возмещение морального вреда выражается в принесении прокурором официального извинения. Согласно ч. 1 ст. 135 УПК РФ возмещение лицу имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования; возврат имущества или возмещение ущерба, причиненного конфискацией или обращением имущества в доход государства на основании приговора или решения суда; возмещение штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; возмещение сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи защитникам, и иных расходов, понесенных реабилитированным вследствие незаконного или необоснованного уголовного преследования, подтвержденных документально либо иными доказательствами.


Прокуратура округа принимает меры к защите прав предпринимателей

В целях обеспечения защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратурой Юго-Восточного административного округа, межрайонными прокурорами реализуется комплекс мер, направленных как на выявление и пресечение фактов нарушения законодательства в названной сфере, так и на устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям.

В этой связи обеспечивается тесное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, изучаются изданные ими правовые акты, проводятся регулярные проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав предпринимателей, в рамках личного приема проводится работа по разъяснению законодательства.

Между тем остается открытым вопрос, насколько предпринятые меры способствовали повышению активности самих предпринимателей в отстаивании нарушенных прав и законных интересов, их всесторонней защите путем обращения в правозащитные государственные структуры.

Практика прокурорской надзорной деятельности говорит о низкой степени такой активности. Так в 2015 году в прокуратуру административного округа поступило 8 обращений, что несопоставимо с количеством обращений по другим надзорным направлениям.

При этом рассчитывать на то, что малое количество обращений свидетельствует о низком числе нарушений в отношении указанной категории лиц, не приходится.

Напротив, прокуратурой округа в текущем году установлено порядка 30 нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности, что составляет почти четверть от всех нарушений законов, выявленных в сфере экономики.

К наиболее распространенным нарушениям следует отнести проведение проверок без предварительного уведомления проверяемой организации, в отсутствие ее законных представителей. Имеют место факты проведения проверок без законных к тому оснований, за рамками установленной компетенции, также выявлены обстоятельства, свидетельствующие о коррупционных проявлениях должностных лиц органов контроля.

По всем выявленным нарушениям прокуратурой административного округа приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования. В настоящее время по требованию прокуратуры 5 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в двух случаях отменены результаты незаконно проведенных проверок. По фактам грубых нарушений прав предпринимателей в отношении должностных лиц органов контроля возбуждено 2 дела об административных правонарушениях.


Прокурор разъясняет: единая форма одежды для школьников


15.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон вводит единую форму одежды для школьников. Теперь ученики будут приходить на уроки в одежде, не отвлекающей от получения знаний. Региональным органам власти предоставлено право устанавливать типовые требования к одежде школьников, а детали школьной формы - общий вид, цвет, фасон, знаки отличия позволено определять самой учебной организации. При этом, соответствующий локальный нормативный акт будет приниматься школой с учетом мнения совета обучающихся, родителей и педагогов.