RSS

Городской портал госуслуг

Прокурор разъясняет


В 231 военной прокуратуре гарнизона организован консультативно-правовой пункт по вопросам призыва граждан на военную службу

С 1 октября, на период осенней призывной кампании 2020 года, в 231 военной прокуратуре гарнизона создается консультативно-правовой пункт по вопросам призыва граждан на военную и альтернативную гражданскую службу.

По согласованию с военным комиссаром города Москвы к работе консультационно-правового пункта ежедневно будут привлекаться представители юридических служб или призывных отделений военного комиссариата г. Москвы, а также медицинские специалисты призывных комиссий.

Основными направлениями работы консультационно-правового пункта являются:

· разъяснение призывникам и членам их семей положений законодательства о воинской обязанности и военной службы;

· незамедлительное реагирование на установленные факты нарушения законодательства для их устранения и недопущения подобного впредь;

· получение и обобщение информации о фактах нарушений закона, корыстных злоупотреблениях со стороны должностных лиц военных комиссариатов и призывных комиссий, с последующей организацией проверок по указанным фактам.

Прием населения по вопросам призыва будет осуществляться в рабочие дни в 231 военной прокуратуре гарнизона
по адресу: г. Москва. Хорошевское шоссе, д. 38 Д, строение 2, либо по телефонам: 8 (495) 693-58-98, в выходные дни
по телефону: 8 (499) 195-05-10.

О кредитных каникулах

В Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в части особенностей изменения условий кредитного договора. Правительством Российской Федерации 03.04.2020 изданы постановления № 435 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств» и № 436 «Об утверждении методики расчета среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков) в целях установления льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (договору займа)».

Теперь граждане, заключившие кредитный договор, в том числе договор, обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30.09.2020, обратиться в банк с требованием об изменении его условий, предусматривающих как уменьшение размера платежей по кредиту, так
и их приостановление на срок, определенный гражданином (льготный период). Допускается обращение гражданина в банк по телефону с использованием абонентского номера, информация о котором предоставлена заемщиком кредитору, решение по предоставлению льготного периода должно быть принято банком не позднее 5 дней с момента поступления такого требования от гражданина.

Право на приостановление исполнения обязательств предоставляется гражданам, чей доход снизился за месяц, предшествующий месяцу его обращения в банк с требованием о предоставлении льготного периода, более чем на 30 % по сравнению со среднемесячным доходом заемщика за 2019 год. Льготный период распространяется на кредиты, максимальный размер которых для физических лиц не превышает 250 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей 300 тысяч рублей.

Кроме того, льготный период предоставляется по кредитам на цели приобретения автотранспортных средств с максимальным размером 600 тысяч рублей и по кредитам, обязательства по которым обеспечены ипотекой, с максимальным размером 1,5 млн. рублей.

В течение льготного периода неустойка, штраф и пеня за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и уплате процентов гражданину не предъявляются, кроме того, банк не вправе расторгнуть кредитный договор и обратить взыскание на предмет залога или ипотеки.


Разъяснение законодательства

До конца 2020 года срок уплаты административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен в три раза

Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ предусмотрено, что установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) срок уплаты административного штрафа в 2020 году для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 60 до 180 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения данного постановления.

Однако необходимо обратить внимание на то, что данное изменение не применяется в отношении административных правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП РФ:

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (части 2 и 3 статьи 6.3);

- административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12);

- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, в том числе повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, а также повторное совершение данных правонарушений (части 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15);

- реализация либо отпуск лекарственных препаратов по завышенным ценам (часть 4 статьи 14.4.2);

- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 14.16);

- незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (статья 14.17.1);

- нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (статья 19.15.2);

- невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1);

- неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (часть 1 статьи 20.25).


Разъяснение законодательства

Ответственность за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее КоАП РФ), а именно введена специальная ответственность за реализацию и отпуск лекарственных препаратов по завышенным ценам.

Так, статья 14.4.2 КоАП РФ дополнена частью четвертой, которая устанавливает ответственность за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.

Санкцией ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 250 до 500 тысяч рублей;

- наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

- наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

На основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 28.4 КоАП РФ проверка фактов реализации и отпуска лекарственных препаратов по завышенным ценам может быть проведена прокуратурой.


Разъяснение законодательства

Права потребителя при покупках онлайн

Покупка товаров онлайн в интернет-магазинах сегодня для многих является обыденным делом. Но не все знают, что данный вид продаж имеет свои особенности. Поэтому покупателям следует знать свои права при покупке товаров онлайн.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, покупатель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи. Если же товар передан, то отказ возможен в течение 7 дней (в том случае если сохранены товарный вид и потребительские свойства товара). Если же продавец письменно не проинформировал о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества, то возможность отказаться от товара увеличивается до 3 месяцев. Также у покупателя есть возможность потребовать заменить некачественный товар на новый или пересчитать его стоимость.

Помимо этого, покупателю стоит помнить о том, что продавцу запрещается навязывать дополнительные услуги, в таком случае нарушается право покупателя на свободный выбор товаров, в связи с чем у покупателя возникает право на возмещение убытков продавцом в полном объеме.
В целях реализации своих прав, также необходимо знать обязанности продавца, а именно он должен:

-четко формулировать условия и цену приобретения товара (в т.ч. товара по акции);

-предлагать покупателю услуги по доставке товаров путем их почтовой пересылки или перевозки, указывая способ доставки и вид транспорта;

-передавать покупателю товар в порядке и сроки, которые установлены в договоре;

-передавать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен.

В случае нарушения своих прав потребитель вправе обратиться за их защитой в органы Роспотребнадзора или в суд.


Права потерпевшего в уголовном процессе

Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также организация, когда речь идет о вреде ее имуществу и деловой репутации.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи.

Основные процессуальные права потерпевшего:

- представлять доказательства по уголовному делу;

- давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при этом пользоваться помощью переводчика бесплатно;

- заявлять ходатайства и отводы;

- иметь представителя;

- ходатайствовать о применении мер безопасности;

- знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела;

- участвовать в судебном разбирательстве;

- поддерживать обвинение;

- знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать на них замечания;

- приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и суда;

- обжаловать приговор и иное решение суда.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, а также расходов в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на оплату услуг представителя. По требованию потерпевшего моральный вред может быть возмещен в денежном выражении, размер которого определяется судом.


Ответственность за недостоверные сведения о юридическом лице

С 2016 года налоговые органы наделены правом внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о недостоверности сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица.

Подобная запись вносится налоговым органом на основании результатов проверки без заявления юридического лица или судебного акта.

Запись в ЕГРЮЛ производится по истечении 30 дней с момента направления в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления достоверных сведений, оставленного без ответа, либо поступления документов не свидетельствующих о достоверности сведений.

По истечении шести месяцев с момента внесения в реестр записи о недостоверности сведений юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».

Однако, если не позднее 3-х месяцев со дня опубликования такого решения его представитель или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются направят в налоговый орган мотивированное заявление о достоверности сведений, решение об исключении организации из реестра не принимается.

Руководитель и (или) учредители (участники) таких юридических лиц с момента внесения записи о недостоверности названных выше сведений в ЕГРЮЛ на 3 года ограничиваются в праве стать учредителем (участником) другого юридического лица либо без доверенности действовать от имени юридического лица.

За предоставление в налоговый орган ложных сведений предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трех лет (ч.5 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Предоставление заведомо ложных сведений в целях фальсификации ЕГРЮЛ влечет уголовную ответственность по ст. 170.1 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание по которой 2 года лишения свободы со штрафом 100 тыс. руб.


Порядок ознакомления с материалами проверки прокуратуры по обращению

Рассмотрение обращений граждан в органах прокуратуры осуществляется на основании положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и других федеральных законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации.

Каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению предоставляется возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не противоречит законным интересам других лиц.

Ознакомление осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся (находились) соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина.

Решение об ознакомлении либо мотивированный отказ принимаются в 10-дневный срок со дня подачи обращения.

При отказе в ознакомлении гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Граждане вправе снимать копии с документов и материалов проверки с использованием собственных технических средств.

Документы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, для ознакомления не предоставляются.


Особенности государственного контроля предприятий в 2020 году

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, вступившим в силу с 14.04.2020, установлен особый порядок проведения проверок юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в 2020 году.

В отношении ЮЛ и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://ofd.nalog.ru, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышала 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в 2020 году плановые проверки не проводятся.

В отношении них возможны только внеплановые проверки (документарная, выездная,) в следующих случаях:

- причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы его причинения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (только по согласованию с прокуратурой);

- необходимости проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер по устранению нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (только по согласованию с прокуратурой);

- наличия поручения Президента РФ, Правительства РФ с указанием конкретного хозяйствующего субъекта, требования прокурора о проведении внеплановой проверки;

- необходимости выдачи лицензий и иных разрешительных документов;

- проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии или иного разрешительного документа.

Внеплановые проверки в перечисленных выше случаях также могут проводится в отношении ЮЛ и ИП, не отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса.

Плановые проверки в 2020 году могут быть проведены только в отношении ЮЛ и ИП, не отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Все перечисленные в предыдущем абзаце проверки в 2020 году должны проводиться без фактического выезда проверяющих на место и только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением отдельных случаев, указанных в п. 7 названного выше постановления Правительства РФ.

Жалобы на нарушение прав могут быть направлены руководителю органа государственного контроля и в прокуратуру.


Изменены требования к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей.

11.08.2020 вступили в законную силу изменения в Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.07.2020 № 1139 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).


Уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. За отказ в предоставлении гражданину информации установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 140 УК РФ.

Объективная сторона данного преступления заключается в выполнении одного из следующих деяний: отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина.

Санкция ст. 140 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.


Об ответственности родителей за жизнь и здоровье детей

В соответствии с Конституцией Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.

Согласно ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

Ежегодно в Российской Федерации, в том числе в Нижегородской области, выявляются правонарушения и преступления, связанные с неисполнением родителями своих обязанностей, а также жестоким обращением с детьми.

С учетом изложенного разъясняем, что за неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждение или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей, за повторное нарушение – штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пяти суток.

Родители могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Так, статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним. Жестокое обращение может выражаться в систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, оставлении без еды. Совершение таких действий наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

Статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) применяется в случае, если действия родителей, при отсутствии умысла на причинение смерти ребенку, вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти. Деяние также наказывается лишением свободы на срок до двух лет


Уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности людей

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 100-ФЗ внесены изменения в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

В соответствии с внесенными изменениями, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В случае, если нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекло по неосторожности смерть человека, лицо может быть осуждено к наказанию в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, а в случае, смерти двух и более лиц - к лишению свободы на срок от пяти до семи лет.

Кроме того, введены в действие новые статьи 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, в частности, ответственность за:

- публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств – в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до трех лет;

- публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - в виде штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

В случае если те же деяния повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - в виде штрафа в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.


О новых разъяснениях законодательства об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции

Новые разъяснения законодательства об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции (статья 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Организация незаконной миграции – это совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Россию, незаконного пребывания в России, незаконного транзитного проезда через территорию России, включая въезд в Россию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Преступление считается оконченным с момента создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.

Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконного пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, последняя из которых предполагает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Если организация незаконной миграции включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, то такие действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 322.1 и статьями 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства.

Под фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства понимается фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения такого гражданина в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения такого гражданина в месте пребывания в помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического пребывания (проживания).

Лицо, совершившее фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Под способствованием раскрытию преступления понимаются действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после его возбуждения, направленные на оказание содействия в установлении органами следствия времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления.

Вопрос о наличии либо об отсутствии оснований для освобождения лица от уголовной ответственности по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших.


По вопросу профилактики потенциально опасных развлечений подростков

В настоящее время среди несовершеннолетних разного возраста присутствует экстремальное поведение, распространены опасные увлечения подростков как селфи на крыше многоэтажных домов, руфинг-прогулки по крышам домов, скайуокинг-покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения, диггерство (спуск и изучение подземных коммуникаций), сталкерство (посещение и изучение заброшенных мест), зацепинг (проезд вне салона электрички, трамвая, метро), паркур (перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий стены, лестницы и т.д.).

Перечисленные формы опасны для жизни и здоровья детей и требуют внимания и контроля со стороны родителей за временем препровождения своего ребенка, подросток нуждается в разъяснении последствий проявления своего взросления и самостоятельности. Зачастую молодежное увлечение проявляется в девиантной форме поведения подростков, содержит признаки административного правонарушения. В отдельных случаях экстремальное поведение приводит к несчастным случаям и гибели несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несовершеннолетних несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, родители могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Положениями ч. 3 ст. 3.12 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) за нахождение несовершеннолетних в ночное время с 23 часов до 6 часов, в том числе, в помещениях общего пользования (на технических этажах, чердаках, в подвалах) и на крышах жилых домов, а также на территориях, на которых ведется строительство, территориях автомагистралей, путепроводов, железнодорожных магистралей и полос отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов, в парках, водоемах и на прилегающих к ним территориях.

Статьей 10.9 указанного закона предусмотрена ответственность несовершеннолетних, достигших 16 лет, за нарушение правил пользования метрополитеном, в том числе за самовольное проникновение в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена, спуск пассажиров на пути движения поездов.


Подписан закон об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии


Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ"Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" установлено, что положения настоящего Закона распространяются на должников - юрлиц, должников - ИП, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением должников - юрлиц, должников - ИП, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников - физлиц.
Закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением отдельных случаев.
Предусмотрено, в частности, что в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.
Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юрлица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Разъяснения подготовил помощник военного прокурора гарнизона - Лаврентьева О.В.
231 военная прокуратура гарнизона, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, 38Д, 8-495-693-5898

Какие предусмотрены в 2020 году дополнительные меры социальной поддержки для семей с детьми в возрасте до трех лет?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 №249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" в целях обеспечения социальной поддержки семей с детьми в апреле-июне 2020 года будут произведены ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 01.07.2020.

Указанные ежемесячные выплаты будут осуществляться на каждого ребенка в возрасте до трех лет, имеющего гражданство РФ, и не учитываются в составе доходов при предоставлении иных мер социальной поддержки. За назначением ежемесячных выплат вправе обратиться до 01.10.2020.



Срок уплаты административных штрафов для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен до 180 дней

Разъясняет старший помощник военного прокурора гарнизона - Кабанов В.В.

В целях принятия мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции, с 8 июня 2020 г. был увеличен срок для уплаты в полном размере административных штрафов, наложенных на субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на руководителей и на иных работников юридического лица, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).

Максимальный срок, в который должны оплатить штрафы указанные лица увеличен с 60 до 180 дней со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления о наложении штрафа (ч.1 ст.32.2. КоАП РФ). Следует помнить, что данная норма будет применяться только в 2020 г.

Помимо этого, установлены правонарушения, при совершении которых на указанных лиц продление периода уплаты штрафов не распространяются. В частности, это касается нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности дорожного движения, оборота алкогольной продукции, уклонения от исполнения административного наказания и других правонарушений, предусмотренных названным законом.

231 военная прокуратура гарнизона, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе 38Д, 8-495-693-5898

Существует ли государственная поддержка обучающихся в общеобразовательных организациях, проявивших особые способности и высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1873 «О предоставлении грантов обучающимся в общеобразовательных организациях, проявившим особые способности и высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий, и внесении изменения в перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению» утверждены Правила предоставления и выплаты грантов обучающимся в общеобразовательных организациях, проявившим особые способности в области математики, информатики и цифровых технологий (далее - Правила).

Так, размер гранта составляет 125 тыс. рублей, претендентами на получение которого являются лица:

- имеющие достижения в учебе, подтвержденные дипломами (другими документами) победителей и (или) призеров олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов и мероприятий, в течение одного учебного года, предшествующего году присуждения гранта, либо получившие награды (призы) за результаты научно-исследовательской работы по профильным направлениям предоставления грантов;

- данные о которых включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239

«Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

- имеющие гражданство Российской Федерации, или являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, или являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися соотечественниками, проживающими за рубежом;

- в возрасте до 18 лет включительно на день подачи заявления и документов;

- получавшие основное общее или среднее общее образование в общеобразовательных организациях в учебном году, предшествовавшем выплате гранта.

Кроме того, Правилами регламентированы порядок, сроки подачи и рассмотрения заявлений претендентов на получение грантов, их выплаты, а также порядок отбора претендентов.


Прокурор разъясняет: Может ли гражданин, имевший судимость, устроиться на работу в учреждения (организации), где находятся несовершеннолетние

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних:

- лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

- лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Распоряжением Мэра Москвы от 20.01.2014 № 35-РМ образована Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия). Заявление может быть направлено в данную Комиссию по почте: 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13, подано лично по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д.13, 5-й подъезд – окно приема корреспонденции (только в рабочее время).

Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Дата, время и место проведения заседания комиссии, по рассмотрению заявления, определяется председателем комиссии. О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 № 796. Решение может быть обжаловано в суд.

Этим же постановлением утверждены правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения.

Таким образом, учитывая определенные условия установленные законодательством Российской Федерации, гражданин, имевший судимость, имеет право на устройство на работу в учреждения (организации) где находятся несовершеннолетние.


Прокурор разъясняет: полномочия прокурора при судебной защите трудовых прав граждан

1) «Какие особенности существуют при заключении в 2019 году договоров найма жилого помещениями с нуждающимися в обеспечении жильем детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения, по достижении их совершеннолетия?»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1436 «О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2019 с указанной категорией граждан по решению органа исполнительной власти Российской Федерации в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации разрешено неоднократно заключать договор специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок. Ранее законодателем такой договор можно было продлить только один раз.

Кроме того, закреплен исчерпывающий перечень оснований для расторжения договора найма жилого помещения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по требованию наймодателя в судебном порядке. Такими случаями являются: неисполнение нанимателем и членами его семьи обязательств по договору; невнесение нанимателем платы за жилое помещение или жилищно-коммунальные услуги в течение более одного года (ранее – более 6 месяцев) и отсутствие соглашения по погашению образовавшейся задолженности; разрушение или систематическое повреждение жилого имущества нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи; систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использование жилого помещения не по назначению.

Все указанные изменения также внесены в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2) «Законным ли является решение работодателя об отказе отцу в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?»

В соответствии с требованиями статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет могут быть использованы полностью или по частям не только матерью, но и отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ним. По заявлению указанных лиц, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Кроме того, на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Обращаю внимание, что возможность предоставления отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания лица, осуществляющего уход, с родителями (родителем) ребенка. Значение имеет то, осуществляет ли отец, дед (бабушка) либо другое лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка.

Таким образом, отказ работодателя в предоставлении отпуска по уходу за ребенком отцу, иному родственнику, опекуну ребенка является неправомерным.

3) «В каких случаях работодателем предоставляется работающим родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей ежегодный оплачиваемый отпуск без учета очередности предоставления?»

В соответствии с требованиями ст. 262.1 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

Согласно положениям ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации право на использование отпуска за первый год работы возникает для следующих работников до истечения шести месяцев их непрерывной работы у работодателя: женщин - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, а также работников, усыновивших ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Кроме того, положениями Федерального закона от 11.10.2018 № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 262.2, в соответствии с которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.


19 апреля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2009 N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Теперь прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан не только в случаях, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, но и когда основанием для этого послужило обращение о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор также вправе при указанных выше условиях обратиться в суд в интересах гражданина с заявлением о выдаче судебного приказа. Следует заметить, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и может применяться наряду с иными мерами прокурорского воздействия, такими как протест, представление, предостережение. Гражданам следует знать, что основанием для предъявления заявления в суд является их обращение к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. При невозможности оформления гражданином заявления в письменной форме, его волеизъявление может быть зафиксировано прокурором на личном приеме. В дальнейшем, в случае предъявления соответствующего заявления в суд, прокурор обеспечивает его поддержание и при этом пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.


Возмещение морального и имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности

Требования о возмещении имущественного вреда, а также в восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства судом в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в суд в порядке гражданского судопроизводства.

В уголовном судопроизводстве возмещение морального вреда выражается в принесении прокурором официального извинения. Согласно ч. 1 ст. 135 УПК РФ возмещение лицу имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования; возврат имущества или возмещение ущерба, причиненного конфискацией или обращением имущества в доход государства на основании приговора или решения суда; возмещение штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; возмещение сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи защитникам, и иных расходов, понесенных реабилитированным вследствие незаконного или необоснованного уголовного преследования, подтвержденных документально либо иными доказательствами.


Прокуратура округа принимает меры к защите прав предпринимателей

В целях обеспечения защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратурой Юго-Восточного административного округа, межрайонными прокурорами реализуется комплекс мер, направленных как на выявление и пресечение фактов нарушения законодательства в названной сфере, так и на устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям.

В этой связи обеспечивается тесное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, изучаются изданные ими правовые акты, проводятся регулярные проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав предпринимателей, в рамках личного приема проводится работа по разъяснению законодательства.

Между тем остается открытым вопрос, насколько предпринятые меры способствовали повышению активности самих предпринимателей в отстаивании нарушенных прав и законных интересов, их всесторонней защите путем обращения в правозащитные государственные структуры.

Практика прокурорской надзорной деятельности говорит о низкой степени такой активности. Так в 2015 году в прокуратуру административного округа поступило 8 обращений, что несопоставимо с количеством обращений по другим надзорным направлениям.

При этом рассчитывать на то, что малое количество обращений свидетельствует о низком числе нарушений в отношении указанной категории лиц, не приходится.

Напротив, прокуратурой округа в текущем году установлено порядка 30 нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности, что составляет почти четверть от всех нарушений законов, выявленных в сфере экономики.

К наиболее распространенным нарушениям следует отнести проведение проверок без предварительного уведомления проверяемой организации, в отсутствие ее законных представителей. Имеют место факты проведения проверок без законных к тому оснований, за рамками установленной компетенции, также выявлены обстоятельства, свидетельствующие о коррупционных проявлениях должностных лиц органов контроля.

По всем выявленным нарушениям прокуратурой административного округа приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования. В настоящее время по требованию прокуратуры 5 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в двух случаях отменены результаты незаконно проведенных проверок. По фактам грубых нарушений прав предпринимателей в отношении должностных лиц органов контроля возбуждено 2 дела об административных правонарушениях.


Прокурор разъясняет: единая форма одежды для школьников


15.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон вводит единую форму одежды для школьников. Теперь ученики будут приходить на уроки в одежде, не отвлекающей от получения знаний. Региональным органам власти предоставлено право устанавливать типовые требования к одежде школьников, а детали школьной формы - общий вид, цвет, фасон, знаки отличия позволено определять самой учебной организации. При этом, соответствующий локальный нормативный акт будет приниматься школой с учетом мнения совета обучающихся, родителей и педагогов.